ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СЕРГИЯ МАХАЕВА

Священномученик Сергий родился 6 сентября 1874 года в семье священника Константина Георгиевича Махаева, служившего в Спасской церкви села Усово
ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СЕРГИЯ МАХАЕВА


По воспоминаниям брата Николая, Сергей поражал своей любознательностью, сообразительностью, своеобразным складом ума. Он очень любил помогать отцу по службе, пел в церковном хоре.
Успешно закончив Донское духовное училище, Сергей поступил в Вифанскую духовную семинарию, при Спасо-Вифанском монастыре Троице-Сергиевой лавры.
По окончании семинарии по 1 разр. он был определен в псаломщики к московской церкви святителя Николая Чудотворца в Кошелях.

С самого начала своей церковной деятельности Сергей Константинович проявил себя как педагог и ревностный проповедник слова Божия.

В эти же годы он женился на Людмиле Сергеевне Цветковой, дочери московского священника Сергия Цветкова. Детей супруги Махаевы не имели.

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СЕРГИЯ МАХАЕВА


В 1900 году при Московской Иверской общине сестер милосердия Красного Креста, почетными попечителями которой являлись великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Феодоровна, была построена церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. 15 октября 1900 года рукоположили Сергия Махаева во диакона и 17 октября того же года во священника. В этой церкви отец Сергий прослужил девятнадцать лет.


Став священником, отец Сергий получил возможность продолжить педагогическую деятельность уже в качестве законоучителя. С 10 сентября 1901 года с разрешения епархиального начальства он одновременно состоит законоучителем основных классов Петровско-Серпуховского городского начального училища и Торговых классов Московского общества распространения коммерческого образования.

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СЕРГИЯ МАХАЕВА


Он также становится членом-сотрудником Московской комиссии Императорского Православного Палестинского Общества.

С осени 1905 года по просьбе великой княгини Елизаветы Феодоровны отец Сергий начинает учить Закону Божию и будущих сестер Иверской общины.


За участие в деятельности Красного Креста отец Сергий был награжден серебряной медалью. Труды его как пастыря действительно оценены по достоинству. Занимаясь с сестрами общины, он старался духовно развивать их, готовить к предстоящему служению помощи страждущим, учил черпать силы в благодати Божией, а главное — беречь свое сердце в чистоте. Отец Сергий стремился создать в общине Красного Креста атмосферу истинно христианского подвижничества. Отец Сергий предлагал в каждой общине иметь свой «священный стяг как символ важного воспитательного средства к приготовлению достойных служительниц любви Христовой», а также ввести «Чин молебного пения при возложении крестов сестрам милосердия». В пояснении отец Сергий говорит о необходимости для воспитания в сестрах понятия о святости их служения «признать возложение крестов чисто церковным торжеством, сопровождаемым говением сестер и причащением Святых Тайн». Учитывая светский дух, все более усиливающийся в общинах Красного Креста, нужно по достоинству оценить стремления молодого пастыря — так считает протоиерей Геннадий (Егоров).


Примером бесед с сестрами Иверской общины служат изданные им в 1914 году в Москве книги «Беседы пастыря с сестрами милосердия» и «Подвижницы милосердия. Русские сестры милосердия: краткие биографические очерки».


6 мая 1915 года по представлению Православного Палестинского Общества за пятнадцатилетние безвозмездные и ревностные труды на пользу Общества в качестве члена его Московской комиссии отец Сергий был награжден камилавкой.
В мае 1916 г. торжественно отмечалось двадцатипятилетие пребывания в Москве великой княгини Елизаветы Федоровны, которая проявляла всегда особую заботу и попечение об Иверской общине. Отец Сергий, держа в руках икону святой великомученицы Ирины, в день памяти которой (5 мая) княгиня впервые прибыла в Москву, торжественно приветствовал ее.
О духовных связях отца Сергия можно сказать пока очень немного. Два или три раза в храме Иверской общины служил святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Частым гостем был епископ Серпуховский Анастасий (Грибановский). Из архивных данных известно, что 12 июня 1920 года в храме святых апостолов Петра и Павла служил епископ Трифон (Туркестанов). Там же 21 и 27 марта 1920 года совершал богослужения архиепископ Нафанаил (Троицкий).
29 июня 1917 года он был награжден золотым наперсным крестом.


Помогали в Иверской общине и пострадавшим в октябрьских боях 1917 г. — и красногвардейцам, и белым, и случайным жертвам.
После октябрьского переворота 1917 года отец Сергий продолжал служить в Иверском храме.
Поскольку община была лишена средств, на которые обеспечивалось прежде ее существование, и был ликвидирован капитал, на проценты от которого содержался причт, он, подобно многим другим священникам в это время, устроился на государственную службу. Местом его работы стал Юридический отдел Замоскворецкого Совдепа. Именно в качестве служащего Юридического отдела 5 февраля 1919 года поставил он свою подпись на договоре общины верующих с Моссоветом о пользовании Иверским храмом и его имуществом. Встречается его подпись и на подобных договорах других церквей Замоскворечья. О том, что и в этой деятельности он оставался верен Церкви, свидетельствует составленный в январе 1920 года запрос, в котором Отдел юстиции Моссовета требует в срочном порядке объяснить, на каком основании Замоскворецким Совдепом, вместо ликвидации, домовые церкви сохранены и сданы группам верующих.


24 июня 1919 года отец Сергий был назначен настоятелем храма во имя святых апостолов Петра и Павла на Большой Якиманке. В августе 1919 года батюшка хлопотал о передаче в храм, настоятелем которого он стал, богослужебного имущества из закрытого домового храма святого Александра Невского и о разрешении богослужения в этом храме. Не оставлял он и преподавания Закона Божия. Он являлся секретарем Совета приходских общин во имя Святого Духа в Замоскворечье, которым были организованы богословские чтения для взрослых в храме святых апостолов Петра и Павла на Якиманке и для юношества — в храме святителя Николая в Голутвине.

26 марта 1920 года митрополитом Крутицким Евсевием отец Сергий был возведен в сан протоиерея «за отлично-усердную службу Церкви Божией». В феврале 1922 года отцу Сергию «за выдающиеся пастырские труды разрешено Московским епархиальным советом принять и носить золотой с украшениями наперсный крест, поднесенный прихожанами».

В 1922 году он был арестован по подозрению в преподавании Закона Божия детям и содержался две недели в Доме предварительного заключения, но был освобожден.

4 апреля 1922 года проходило изъятие церковных ценностей в храме святых апостолов Петра и Павла. В июне — начале октября 1922 года протоиерей Сергий был членом Московского епархиального управления, которое в этот период находилось в руках обновленцев. В качестве члена Московского епархиального управления он присутствовал на собрании духовенства третьего отделения Замоскворецкого сорока. В условиях обновленческой смуты отец Сергий был поначалу в числе тех, кто признал обновленческое Высшее Церковное Управление.

Однако, когда отец Сергий разобрался в истинной сути и источниках обновленческой смуты, он отошел от обновленцев и занял но отношению к ним непримиримую позицию.

В том же 1924году отец Сергий был арестован и содержался в заключении три месяца.
В 1925 году он служил вторым священником в храме святого Марона Чудотворца в Старых Панех до его закрытия в 1930 году. В 1937 году отец Сергий был назначен настоятелем Богоявленского собора города Ногинска (Богородска).

В августе 1937 года были арестованы все члены церковного совета Богоявленского собора. Чтобы избежать закрытия храма, отец Сергий организовал создание новой двадцатки. В обстановке массовых арестов некоторые члены новой двадцатки заявили о своем выходе из нее; впоследствии это дало повод обвинять отца Сергия в том, что, организуя новый церковный актив, он оказывал давление на верующих и, кроме того, ввел в церковный совет «антисоветски настроенных лиц».

22 ноября 1937 года отец Сергий был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» и заключен в тюрьму города Ногинска. В тот же день он был допрошен.

25 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Протоиерей Сергий Махаев был расстрелян 2 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.5
ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СЕРГИЯ МАХАЕВА


На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года протоиерей Сергий Махаев был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских среди сонма иных священнослужителей, пострадавших в годы гонений. Память его празднуется в день Собора новомучеников и исповедников Российских и 19 ноября (2 декабря).

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СЕРГИЯ МАХАЕВА

Адрес:

143026, Московская обл., пос. Немчиновка, Одинцовский район, ул. 2-й Просек д. 2-б

www.hram-nemchin.ru

+7 919-105-55-81

Разработчик сайта:

Фёдор Морозов. Контакты:

 [+79629651422]

e-mail: fedoriko2010@yandex.ru